Интервью с фотографом Вадимом Балакиным

Вадим Балакин – один из наиболее известных пейзажистов России.


–  С чего начинался твой путь в фотографии?  Как давно ты снимаешь?


–      Был период времени, когда моя семья жила в Средней Азии, около 10 лет. Там-то я и увлекся фотографией, ходил в фотокружок при местном Доме культуры. Это был 1988 год, и было мне тогда 10 лет. Начинал снимать, как и все ребята в то время, на «Смену 8М», спустя год родители подарили мне фотоаппарат «Вилия». Снималось всё подряд: семья, друзья, двор, школа, горы, долины. Особое наслаждение, конечно же, было проявить плёнку и напечатать фотографии самостоятельно. Увлечение длилось около трёх лет. В подростковом возрасте поменялись увлечения, и фотографию я забросил на целых 15 лет. Новый интерес  появился с приходом качественных цифровых камер и популяризации Интернета. На местных форумах о фотографии я познакомился с интересными людьми, собственно, тогда и началась моя вторая «фотожизнь». Первым стал фотоаппарат Fujifilm S9500, потом появился Canon EOS 5D, потом Canon EOS 5D Mark II, которым я и сейчас снимаю. То есть фактически я активно начал заниматься фотографией в последние три года. 


После такого большого перерыва мне понадобилось заново осваивать основы фотографии. Специально я нигде не учился, не посещал фотокурсы,  не брал уроки. Мое самообразование строилось на наблюдении авторских работ в Интернете и чтении книг и альбомов признанных мастеров. Для меня вне конкуренции, конечно же, маэстро Ансель Адамс – это классика и легенда. Из современных авторов – Майкл Кенна,  Ли Фрост,  Гарри Иствуд,  Джозеф Хофленер,  Ян-Артюс Бертран,  Майк Рейфман.  Из отечественных фотографов мне очень нравится творчество Вадима Гиппенрейтера, Ивана Дементиевского, Михаила Вершинина, Даниила Коржонова.

 

– Ты известен как пейзажный фотограф. Какие жанры фотографии тебя привлекают?


– Помимо пейзажной фотографии я снимаю достаточно много и в других жанрах. Например, концертный и театральный репортаж – в них меня привлекает, во-первых, возможность побывать на представлениях моих любимых исполнителей или актёров, во-вторых, это возможность познакомиться со многими творческими людьми лично. Так,  например, произошло с пермским театром «У моста»: меня одно местное СМИ пригласило сделать съёмку гастрольного спектакля «У Моста» в Екатеринбурге. Получилось так, что мы так подружились с этим театром, что на каждые гастроли я всегда желанный гость, мы часто общаемся с художественным руководителем театра Сергеем Федотовым.


Другой жанр – это фотоанималистика, это область меня манит,  возможно, я даже променял бы её на пейзаж. Но чтобы качественно заниматься ею, нужно полностью себя посвятить этому жанру.  Во-первых, это другой ценовой уровень – от качественных, дорогих линз зависит результат, во-вторых,  время – чтобы получить желаемый результат, необходимо дни, месяцы, а может, годы ездить в одни и те же места для обретения нужного фототрофея.


Когда бываю в аэропортах разных стран, всегда стараюсь уделить один день съёмке самолётов на посадке и взлётах – так называемый споттинг.

 

– Ты не думал о том, что бы заниматься только фотографией? Полностью погрузиться в мир фото и жить именно этим?


–      У любого фотографа-любителя возникает в какой-то момент такое желание. Было оно и у меня. Но пришлось отбросить эту мысль. Тут несколько аспектов. Во-первых, это финансовый вопрос – я понимаю, что в России на фотографии не заработать много денег. Тем более у меня семья, которую нужно обеспечивать. Во-вторых, не хочу, чтобы это стало моей работой, ибо потеряется то ощущение свободы и лёгкости, с которым я занимаюсь этим делом.  А погружения в мир фото мне хватает,  я стараюсь снимать постоянно – если не уезжаю на многодневные фототуры в другие страны, то стараюсь каждые выходные выбираться за город и снимать местную природу.

 

– Как ты обычно снимаешь пейзаж? Какова у тебя стадия подготовки? Я слышал, что многие пейзажисты сначала приходят на точку съёмки без фотоаппарата.


– Ни разу не ездил на точки съёмок без фотоаппарата. Ведь не угадаешь – а может, будет хороший свет. Поэтому если едешь даже на разведку – лучше иметь с собой весь арсенал.  Бывает, приедешь, сделаешь снимки на закате, а потом понимаешь, что это место лучше для рассветной съёмки, и тогда возвращаешься в нужное время.


– Какое время суток наиболее интересно для пейзажной фотографии?


–      Безусловно, «режимное» время для пейзажной фотографии – это рассвет и закат.  Но не тот момент, когда выходит солнце, а предрассветное или послезакатное состояние, тогда получаются самые интересные снимки. Обычная ошибка новичка: солнце село за горизонт, он начинает собирать кофр и уезжает, а ведь самый интересный свет начинается как раз после заката – когда в облаках отражается закатное солнце.  Хотя для некоторых сюжетов можно использовать контровое солнце, например, с утренним туманом. Днём снимать не рекомендую по причине жёсткого прямого света.

 

– Ты жаворонок? Тебе всегда легко просыпаться по утрам?


– Нет, я сова. Поэтому у меня закатных снимков гораздо больше, чем рассветных.  Очень трудно бывает просыпаться летом, когда солнце встает в 5 утра, а тебе нужно быть на точке примерно за полчаса до восхода, приходится вставать в 3 часа ночи.  Для таких съёмок есть совет – берите попутчиков, компанию, тогда вставать по утрам будет не лениво.

 

– Какое место в твоём фотографическом оборудовании занимает объектив фишай?


–      У меня есть замечательный объектив «Зенит» – «Зенитар-M 2,8/16» («Рыбий глаз»).  Использую его и в пейзажной съемке, и в концертной, и в архитектурной.  Иногда могут получиться очень неожиданные результаты. Главное – не бояться экспериментировать.

 

– Какие сложности бывают у пейзажного фотографа? Если мы говорим о съёмке животных, то тут может иметь место непредсказуемое поведение объектов съёмки. А какие трудности в пейзаже? Ожидание «того самого» момента?


– Главное для пейзажиста – это поймать правильный свет и успеть в считанные секунды сделать максимум снимков и вариантов. Ну а потом умудриться не «завалить» всю съёмку неудачной обработкой в графических редакторах.


– Какое место в вашем творчестве занимает обработка фотографий с помощью графических редакторов?


–      Я считаю, что та фотография, которую вы хотите получить, в основном должна делаться на этапе съёмки, чтобы меньше времени проводить в графическом редакторе.  То есть продумывайте композицию, активно используйте фильтры, чтобы сделать экспозицию более ровной, исключить сильные перепады яркостей, сделать эффектнее небо, убрать отражения на поверхности воды. Обязательно снимайте в RAW.  С таким принципом я и стараюсь работать.  Мои основные графические редакторы – это RAW-конвертер Capture One Pro и Photoshop CS. Вся основная работа делается на этапе «проявки негатива» – RAW-файла.  Здесь корректируются экспозиция, баланс белого и оттенки цветов, свет/тень, контраст. В Photoshop остается только правильно скадрировать изображение и уменьшить картинку для web-показа (или подготовить к печати).

 

– Вы активный пользователь Интернета. Помимо личного блога  в ЖЖ и сайта и разнообразных  сайтов и фотохостингов участвуете ли в каких-то проектах?


– К сожалению, это пока всё, на что меня хватает. Если бы это было моей основной работой, думаю, были бы и проекты.

 

– Печатались ли вы в СМИ? И принимали ли вы участие в выставках?


– Очень часто принимаю участие в сборных выставках фотоклубов.  Материала хватает и для собственной персональной выставки, но пока это в стадии проекта. Мои фотографии печатали в  журнале GEO-Россия, местной периодике.  Совместно же с GEO-Россия участвовал в проекте показа пейзажных слайд-шоу на 3D-экранах в сети кофеен страны. Сотрудничаю с фотобанками и издательствами.  Только что вышел мой персональный календарь на 2011 год.


– Рецепт хорошей пейзажной фотографии от Вадима Балакина?


– Фотографируйте чаще, больше выбирайтесь на природу, не ленитесь и делайте это от всей души, тогда у вас всё получится.


Беседовал: Ярослав Никитин


Добавлено 24 марта 2014
Share