О золоте скифов и тайнах Сибири

Археологические раскопки на территории Красноярского края и Республики Тыва.


Район «Кызыл-Курагино», охватывающий часть терри- торий современной Тывы, юга Красноярского края и Минусинских степей в Республике Хакасия - самый на- сыщенный древними артефактами. Знаменитый Усин- ский тракт сформировался ещё в древности и соединил территории современных Тывы и Ермаковского района Красноярского края. Через эти места с незапамятных времён шли целые народы или одинокие путники - богатая тайга привлекала рыболовов и охотников. Но суровый климат не способствовал развитию земледелия, поэтому археологи сталкиваются во время раскопок лишь с временными стоянками, а не с поселениями.


Удельный вес и ценность археологических находок в здешних местах позволяют говорить об этом регионе как о кладезе важнейшей информации, способной пролить свет на историю евразийского континента. Именно здесь, в Турано-Уюкской котловине, были раскопаны всемирно известные курганы Аржаан-1 и Аржаан-2, явившие человечеству несметные сокровища скифов и давшие немало ключей для разгадки тайн этого овеянного ореолом мистики народа. Турано-Уюк- ская котловина – важнейший центр, где сохранено множество памятников истории, которые как раз отражают начальные формы образования и развития кочевого скотоводства, ставшего основой существования всех тюркоязычных народов Евразии, в том числе скифов и гуннов.


Интерес к скифам в последние десятилетия значительно вырос во всём мире. А всё благодаря многочисленным археологическим находкам, которые поражают воображение современного человека своим искусным исполнением. Особенно это касается ювелирных изделий, выполненных в специфической манере – скифо-     сибирском зверином стиле. Как видно из названия, главными героями древних мастеров были животные, которые всегда изображались в особых динамических позах: это птицы и хищники (в основном из семейства кошачьих, реже – волки); копытные (чаще олени, а также лошадь, кабан, лось). Все эти животные были священны для кочевников. Они изображали их на сбруе, украшениях и оружии.


Особенностью скифской цивилизации, возникшей в VII веке до н.э. и про- существовавшей около пяти веков на громаднейшей территории евразийских степей, была способность жить в гармонии с окружающей средой и рационально использовать её ресурсы. Неудивительно, что почитание природы проявилось в искусстве этого кочевого народа. Один из лучших образцов ювелирного искусства скифов – это бляха в виде свернувшейся кольцом пантеры, пытающейся укусить себя за хвост. Она демонстрирует воззрения скифов на вечный круговорот бытия и взаимодействие противоположностей, составляющих единое целое. Даже визуально свернувшийся хищник напоминает даосскую мандалу1 Инь и Ян, изображающую концепцию древнекитайской философии – созидательное единство противоположностей во Вселенной. Кто на кого оказал влияние на мировоззренческом уровне – кочевники евразийских степей на восточных соседей или наоборот – неизвестно. Буддизм пришёл в Тыву в XIII веке н.э. Но, согласно данным археологических раскопок в районе Минусинской котловины, в петроглифах и каменных изваяниях предскифских культур прослеживаются элементы буддистской философии, которые на тысячу лет старше самого буддизма. Так что юг Сибири ещё полон самых неожиданных сюрпризов.


Археологические исследования на территории Тывы подтвердили, что юг Сибири и центр Азии – настоящая прародина скифов. Обнаружение целого комплекса скифских курганных погребений в знаменитой «Долине царей» на территории Турано-Уюкской котловины приоткрыло завесу над тайной кочевых скотоводов, чья культура и влияние за более чем пять веков распространилось от Дуная на западе, до Ордосского плато у северной излучины Хуанхэ на востоке. Изучив находки из соседствующих Минусинской и Турано-Уюкской котловин, археологи выделили полный комплекс предметов скифского типа – т.н. «скифскую триаду». Она включает: вооружение (кинжал акинак и наконечник стрел особой формы), конское снаряжение и скифо-сибирский звериный стиль в искусстве.


1 Мандала – (санскр. – «круг», «диск», «сфера»), сакрализованный графический символ сложной структуры, основная магическая диаграмма, широко используемая в буддийском и индуистском тантризме как наглядное пособие для созерцательной практики. (Энциклопедия «Кругосвет»).


Артефакты из упомянутых котловин более древние, чем те, что были обнаружены на юго-западе от Урала. Из этого можно заключить, что ядро скифской культуры сформировалось именно в этом регионе.


Важнейшей характеристикой жителей Минусинской котловины в скифскую эпоху было их мастерство в области металлургии бронзы. По всей территории котловины можно обнаружить холмы из бронзового
шлака – отходов производства. Такие холмы
достигают впечатляю
щих размеров: до 30 м 
в диаметре и более 2 м
 в высоту.


Куда местные девали такое количество бронзовых изделий или бронзовых за- готовок? «Наверное, экспортировали в другие регионы, 
 предполагает научный сотрудник сектора археологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Пётр Амзараков. – Идеально было бы создать базу данных по составу металлов всех известных месторождений. Тогда, проведя химический и спектральный анализ артефактов, можно будет понять, откуда бралось сырьё для их изготовления».


Возможно, само лишь наличие впечатляющего количества бронзового оружия у местных служило им надёжной защитой от любой интервенции извне. Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории материальной культуры РАН Игорь Лазаретов обратил внимание на парадоксальность археологических находок на юге Красноярского края: «Судя по захоронениям, мужчины были прекрасно вооружены, но масштабных войн на этих территориях явно не было – мы практически не встречали человеческих останков с повреждениями, характерными для участников сражений. Анализ останков показывает, что они доживали до старости».


Археологический материал, выявленный на территории раскопов в прежние сезоны экспедиции «Кызыл-Курагино», позволяет реконструировать процессы заселения и адаптации населения нареке Иджим в разные периоды времени. По словам начальника Средне-Енисейской археологической экспедиции, доцента Санкт-Петербургского института культуры и искусств Николая Боковенко, практически все стоянки на Усинском тракте многослойны. В ходе работ удалось отследить три хронологических горизонта поселения и обнаружить артефакты эпохи бронзы (3-2 тыс. лет до н.э.), раннего железного века (1 тыс. лет до н.э.) и первой трети XX века. Ещё была найдена китайская монета, предположительно VII-VIII вв н.э. Так что, получается, популярность Усинского тракта никогда не угасала. А местные находки позволяют проследить характер связей с культурами соседних регионов - Алтая, Тувы и Хакасии - чтобы ещё больше приблизиться к разгадке скифских тайн.


Возможно, что очередной сезон Международной археолого-географической экспедиции «Кызыл-Курагино» Русского Географического общества принесёт новые открытия и сенсации. И мы узнаем, откуда пришли племена кочевников в степную полосу Евразии и куда они исчезли. Пока существует лишь масса догадок. 


Текст: Анна Клочко
Добавлено 13 июля 2015
Share